— В такой приязненной атмосфере отец Орибазий не уставал
проповедовать основы веры ни днем ни ночью. Пересказав мемногам весь
Ветхий и Новый завет, Апокалипсис и Послания апостолов, он перешел к
Житиям святых и особенно много пыла вложил в прославление святых
мучеников. Бедный… это всегда было его слабостью…
Превозмогая волнение, отец Лацимон дрожащим голосом продолжал:
—
Он говорил им о святом Иоанне, заслужившем мученический венец, когда
его живьем сварили в масле; о святой Агнессе, давшей ради веры отрубить
себе голову; о святом Себастьяне, пронзенном сотнями стрел и
претерпевшем жестокие мучения, за что в раю его встретили ангельским
славословием; о святых девственницах, четвертованных, удавленных,
колесованных, сожженных на медленном огне. Они принимали все эти муки с
восторгом, зная, что заслуживают этим место одесную Вседержителя. Когда
он рассказал мемногам обо всех этих достойных подражания житиях, они
начали переглядываться, и самый старший из них робко спросил:
—
Преславный наш пастырь, проповедник и отче достойный, скажи нам, если
только соизволишь снизойти к смиренным твоим слугам, попадет ли в рай
душа каждого, кто готов на мученичество?
— Непременно, сын мой! — ответил отец Орибазий.
— Да–а? Это очень хорошо… — протянул мемног. — А ты, отче духовный, желаешь ли попасть на небо?
— Это мое пламеннейшее желание, сын мой.
— И святым ты хотел бы стать? — продолжал вопрошать старейший мемног.
—
Сын мой, кто бы не хотел этого? Но куда мне, грешному, до столь
высокого чина; чтобы вступить на эту стезю, нужно напрячь все силы и
стремиться неустанно, со смирением в сердце…
— Так ты хотел бы стать
святым? — снова переспросил мемног и поощрительно глянул на сотоварищей,
которые тем временем поднялись с мест.
— Конечно, сын мой.
— Ну так мы тебе поможем!
— Каким же образом, милые мои овечки? — спросил, улыбаясь, отец Орибазий, радуясь наивному рвению своей верной паствы.
В ответ мемноги осторожно, но крепко взяли его под руки и сказали:
— Таким, отче, какому ты сам нас научил!
Затем
они сперва содрали ему кожу со спины и намазали это место горячей
смолой, как сделал в Ирландии палач со святым Иакинфом, потом отрубили
ему левую ногу, как язычники святому Пафнутию, потом распороли ему живот
и запихнули туда охапку соломы, как блаженной Елизавете Нормандской,
после чего посадили его на кол, как святого Гуго, переломали ему все
ребра, как сиракузяне святому Генриху Падуанскому, и сожгли медленно, на
малом огне, как бургундцы Орлеанскую Деву. А потом перевели дух,
умылись и начали горько оплакивать своего утраченного пастыря. За этим
занятием я их и застал, когда, объезжая звезды епархии, попал в сей
приход. Когда я услышал о происшедшем, волосы у меня встали дыбом. Ломая
руки, я вскричал:
— Недостойные лиходеи! Ада для вас мало! Знаете ли вы, что навек загубили свои души?!
— А как же, — ответили они, рыдая, — знаем!
Тот же старейший мемног встал и сказал мне:
—
Досточтимый отче, мы хорошо знаем, что обрекли себя на проклятие и
вечные муки, и, прежде чем решиться на сие дело, мы выдержали страшную
душевную борьбу; но отец Орибазий неустанно повторял нам, что нет ничего
такого, чего добрый христианин ни сделал бы для своего ближнего, что
нужно отдать ему все и на все быть для него готовым. Поэтому мы
отказались от спасения души, хотя и с великим отчаянием, и думали только
о том, чтобы дражайший отец Орибазий обрел мученический венец и
святость. Не можем выразить, как тяжко нам это далось, ибо до его
прибытия никто из нас и мухи не обидел. Не однажды мы просили его,
умоляли на коленях смилостивиться и смягчить строгость наказов веры, но
он категорически утверждал, что ради любимого ближнего нужно делать все
без исключения. Тогда мы увидели, что не можем ему отказать, ибо мы
существа ничтожные и вовсе не достойные этого святого мужа, который
заслуживает полнейшего самоотречения с нашей стороны. И мы горячо верим,
что наше дело нам удалось и отец Орибазий причислен ныне к праведникам
на небесах. Вот тебе, досточтимый отче, мешок с деньгами, которые мы
собрали на канонизацию: так нужно, отец Орибазий, отвечая на наши
расспросы, подробно все объяснил. Должен сказать, что мы применили
только самые его любимые пытки, о которых он повествовал с наибольшим
восторгом. Мы думали угодить ему, но он всему противился и особенно не
хотел пить кипящий свинец. Мы, однако, не допускали и мысли, чтобы наш
пастырь говорил нам одно, а думал другое. Крики, им издаваемые, были
только выражением недовольства низменных, телесных частей его естества, и
мы не обращали на них внимания, памятуя, что надлежит унижать плоть,
дабы тем выше вознесся дух. Желая его ободрить, мы напомнили ему о
поучениях, которые он нам читал, но отец Орибазий ответил на это лишь
одним словом, вовсе не понятным и не вразумительным; не знаем, что оно
означает, ибо не нашли его ни в молитвенниках, которые он нам раздавал,
ни в Священном писании.
С. Лем
Niciun comentariu:
Trimiteți un comentariu